Карта сайта <BR><B>CS ERROR, User Error:</B> String <CODE>/contacts/title</CODE> not found in template <B>top</B> cur. object <B>/articles/article:st4</B> in <B>cs.lib.php</B> on line <B>205</B>
Свой Мир
   Главная       О нас       Консультации       Статьи       Мини-журнал       Инсайты жизни        Литературная психология   
Главная
О нас
Консультации
Статьи
Мини-журнал
Инсайты жизни
Литературная психология

Успех ли успех?


Светлана Воронова, практический психолог, тренер СПТ,
Владлена Дмитриева, практический психолог, тренер СПТ.


Прочитав название, Вы можете подумать, что под сомнение ставится «успех», как "основная категория современной жизни". И будете правы. Более того, мы хотим поставить под сомнение и ее "основность", и единообразность понимания (по умолчанию) значения слова "успех", и собственно содержание понятия "современная жизнь".

Что и какие выражения являются "знаковыми" для определения понятия "современная жизнь" на бытовом уровне, на котором мы собственно все и живем - современно себе? Те, которые мы слышим и произносим, не задумываясь: "Ты отстал от жизни", "Сейчас так принято", "Это модно", "Так сейчас делают, носят, думают, считают все", "Это вчерашний день". Подобных фраз-шаблонов может быть очень много, но все они схожи наличием жесткой оценки, предписаний и требований, каким должен быть адресат. А если адресат не соответствует этим шаблонам?.. Современна ли его жизнь? А, может быть, он тайный обладатель машины времени? Кто создает эти шаблоны? Кто им соответствует и по ним и в них живет? Чей это выбор? Увы, в любом случае, наш.

Произнося каждую из фраз-шаблонов, мы часто уверены в том, что собеседник понимает ее так же, как мы. Шаблон не проясняют, потому что это как само собой разумеющееся, то, "что должен знать каждый приличный человек". Вопрос "Что ты имеешь в виду?" часто вызывает искреннее недоумение и даже агрессию: "Как это может быть непонятно?" Когда мы сами в свой адрес слышим фразы-шаблоны и не утруждаемся взаимным прояснением их смысла, а эмоционально реагируем только на предписания и оценку, которые в них содержатся, мы невольно и неосознанно становимся участниками манипуляции. Либо позволяем манипулировать собой, либо манипулируем другими.

Манипуляция - это часть нашей жизни, она выполняет разные функции. Одна из них - это сокращение, реальное или иллюзорное, временных затрат. Время стоит дорого. Нужно везде и все успеть. Это есть одна из реалий и уверенностей современной жизни. Насколько реальна эта реалия? ВРЕМЯ действительно стоит дорого. Время моей жизни. И я дорого плачу им? Или за него?

Считается, что привычка вырабатывается в среднем за 21 день. Мы учимся спешить гораздо больше времени. И наступает момент, когда маховик спешки начинает постоянно раскручиваться внутри нас. Даже, когда не нужно спешить (выходные дни или часы), он требует движения, и мы чувствуем дискомфорт оттого, что в данный момент не заняты спешкой. Для чего нам так тратиться? Успевание стоит этих затрат? Оправдывает ли цена результат? За достижение всех запланированных целей часто приходится платить потерей качества самого достигаемого.

Интересно, что обычное слово в ряду таких как: «здоровье», «жажда», «работа», «отдых» и т.д., слово «успех» стало знаковым понятием, причем однозначным.

Успех сейчас - это востребованность, признание, получение как можно большего количества материальных благ в кратчайшие сроки. Чтобы этого добиться, нужно спешить.

Одним из предписываемых признаков успешного современного человека является наличие диплома о высшем образовании, а лучше - двух. Для получения их совершенно не нужен двойной период обучения. Есть достаточно возможностей для экономии времени – вплоть до элементарной покупки «корочек». И в нашей обыденной – современной - жизни мы все чаще говорим о человеке, что у него диплом N-го уровня, а не образование. Много ли было бы желающих получить два диплома, например, Киевского университета, если бы правила приема (и, соответственно, контроля во время учебы) соответствовали первым правилам от 1833 г.? «Страшно подумать, если бы эти правила действовали теперь!» Вступительный экзамен был комбинированным, в форме собеседования по всем дисциплинам, входящим в гимназический курс, независимо от выбранного факультета. Кроме закона Божьего и государственного языка нужно было показать знание латыни («переводить и толковать прозаиков… и поэтов …, и свободно излагать свои мысли по-латыни без грамматических ошибок»), немецкого языка («понимать и разбирать лучших писателей на этом языке и излагать свои мысли на этом языке без грамматических ошибок»), французского (объем знаний тот же). Потом – собеседование по математике «до уравнений второго уровня включительно, геометрии и тригонометрии», по истории мировой и российской, географии, статистике и физике. [«Голос Украины» №117]. Вряд ли к подобным испытаниям можно было подготовиться в спешке, на бегу.

А вдруг – можно? И вот спешим – и не успеваем… Хочется, чтобы в сутках было 25, лучше 26 часов. Но время величина постоянная. И мы «увеличиваем обороты».

Мчась по автомагистрали со скоростью 150 километров в час, трудно разглядеть что-нибудь за окном. Все сливается в одну размытую полосу: дома, деревья, люди… Чтобы увидеть, нужно остановиться. Остановиться - значит, что-то не успеть. И мы продолжаем участвовать в гонке. Не задумываясь над тем, куда, зачем, что получаю, что теряю? Я ли выбрал эту скорость? Это незадумывание является и движущей силой, и результатом спешки.

Задуматься и заглянуть внутрь самого себя, чтобы узнать свою ли «современную жизнь» я живу, может быть небезопасно. Можно увидеть что-то, что окажется неприятным, несоответствующим предписаниям, собственным же ожиданиям. Может оказаться, что все, что делал до сих пор, было не моим, "мыльным пузырем"... И передо мной встанет выбор, продолжать ли его привычно надувать или вступить в поле неожиданного, непривычного, непредсказуемого, невознаграждаемого. А на самом деле мы можем быть вознаграждены! Неожиданными, отличными от привычных, глубокими отношениями с самим собой и с окружающими людьми. С тем, с кем нам хочется быть ближе. Мы можем быть вознаграждены непередаваемым, ни с чем не сравнимым, чувством полного взаимопонимания и безграничного доверия; возможностью говорить о самых глубоких чувствах и делиться наиглупейшими мыслями, не боясь оценки и непринятия. И как бы мы не старались соответствовать предписаниям, нормам, шаблонам, и спрятаться от своего настоящего «Я», оно все равно прорывается. Нежеланием вставать по утрам, желанием уехать куда подальше или послать все к черту, и так знакомой нам игрой "да, но..." Давая советы и получая их от других, мы часто слышим и произносим сами одну и ту же фразу "да, но..." («я не могу этого сделать потому, что...») Отказываться от советов одного человека, наслаждаясь иллюзией собственного выбора легче, чем противостоять неосознанно усвоенным предписаниям социума.

Наши - для каждого своя - современная жизнь и речь могут быть богатыми, глубокими и многозначными. И поскольку бытие определяет сознание (а сознание - речь), то часто мы сами их обедняем. Словом «успеть» обозначая успешное завершение двух разных ситуаций. Можно успеть на поезд, завершив неспешно все дела и попрощавшись с близкими за 10 минут до отправления. А можно успеть вскочить в уже движущийся вагон, на бегу бросая "пока", параллельно разговаривая по мобильному.

Было бы неплохо, чтобы это был тот поезд, на который мы сами купили билет.

<< Все статьи

Почти психологические рассказы и Вредные советы психолога

Досі люди не дійшли єдиної думки  про психотерапію...Все знали коти

Цикл інтерактивних лекцій

Разом із психологами-практиками учасники інтерактивних лекцій циклу «Мандри художньою літературою до психології життя» розширять свої знання

Текст балансировал на грани нецензурности.

Как мне уговорить (заставить) кого-то обратиться к психологу/психотерапевту?

Владлена Дмитриева

22-й век – это было так далеко! Для фантастических изменений человечества оставалось так много времени.